Словарь

Язык Каратэ

Задолго до прихода китайцев и японцев на островах Рюкю существовал собственный язык - учина гучи. Современные исследователи считают, что у языков Окинавы и Японии есть общие корни. Они говорят о родственности японского и рюкюского наречий, ведущих свою генеалогию от общего протояпонского языка. Причиной позднего лингвистического размежевания ученые считают массовые переселения на рубеже третьего и четвертого веков нашей эры на японские острова выходцев из Кореи. Это значительно изменило словарь местных жителей. Окинава же фактически стала хранительницей того языка, который существовал до этих событий. Впрочем, и она  не избежала влияния китайской культуры и соседних народов юго-восточной Азии.

Геноцид в отношении рюкюского языка начался, когда в конце девятнадцатого века королевство Рюкю потеряло свою независимость. Японское правительство жестко подавляло попытки лингвистической индентификации, особенно в сфере образования. На Окинаве и в других регионах студентов строго наказывали, если они говорили не на «стандартном» японском языке. Школьников заставляли носить на шеях позорные таблички, на которых подчеркивалось, что незнание японского языка – признак отсталости и необразованности. В результате этих усилий учина гучи был почти полностью вытеснен нихон го, а Юнеско признало окинавский язык “неблагополучным” и вымирающим. В настоящее время предпринимаются попытки по сохранению рюкюсского языка. 

В каратэ, на заре его становления в “большой” Японии, происходили похожие процессы. Старый понятийный аппарат окинавских школ вытеснялся и ему на смену, в силу отсутствия альтернативы, приходили понятия из японского боевого искусства кендо. В результате каратэ приобрело много новых слов, которые даже изменили тренировочные подходы и цели. Но в то же время «новое» карате потеряло значительную часть чрезвычайно важных терминов. А вот на островах словарь «пустой руки» продолжают бережно сохранять. Благодаря этому мы и сегодня можем познакомиться с принципиальными понятиями рюкюсского кулачного искусства.

Итак, Мэнсоре! (Добро пожаловать!) 

*Поскольку толкового словаря данных терминов не существует, а мастера Окинавы иногда трактуют их по разному - все, что изложено ниже является моим пониманием данных терминов, которое основывается на многочисленных объяснениях этих понятий, которые я собирал на Окинаве, открытых материалах и, что очень важно, моего опыта занятий Окинавским каратэ.

Гамаку

Гамаку — в переводе с Учинагучи (Окинавского языка)- это “талия”. В каратэ под этим подразумевается использование бёдер для создания источника стартовой энергии. 

Закручивание бедер вверх и в себя позволяет, при помощи пояснично подвздошной мышцы объединить все части тела в единую сжатую пружину, а учитывая то, что эта мышца, через фасциальную систему напрямую взаимодействует с диафрагмой – включить в движения дыхание. 

Противоположенный метод – использование гамаку с помощью прогиба поясницы. Такой способ чаще всего применяется при различных понижениях центра тяжести. Его цель, в отличии от первого варианта, полное расслабление не участвующих в стабилизации движения мышц тела для создания «реактивного» усилия «Таи отоси» (падения тела).

Третий способ использование гамаку – своего рода «гироскоп» управляющий центром тяжести «в моменте». С его помощью осуществляется оптимальный способ передвижения – «Тобокухо» (контролируемое падение), при котором движущей силой в меньшей степени являются мышцы ела и в большей гравитация.

Ниже приведены популярные Окинавские высказывания на тему Гамаку дошедшие до наших дней (язык - Учинагучи)

「がまく」や 腰ぬ 上ぬ 横とぅるやいびーん。 
Gamaku ya kushi nu ue nu yuku yaibiin. 
Гамаку – это передняя и задняя часть талии

がまくぬ かじ うでぃじからや 沖縄技とぅ 組踊しーねーてーしちやん。
Gamaku nu kaji udijikara ya Uchinaadii tu wudui shiinuunee tee shichiyan. 
Гамаку – это то что очень важно для понимания боевых искусств и классического танца.

どぅまむいぬたみに、手やがまくんかいうさみり。
Чтобы защитить себя привяжи кулаки к гамаку

Чинкунчи

(Окинав. Учина гучи)
 
筋肉 – ЧИН - Мышцы + 体力 – Кунчи - состояние
Чинкунчи – это способность, в моменте контакта ударной поверхности с целью, превращать тело в единую, объединенную структуру, обеспечивая максимальное проникновение удара в цель. В ката Санчин чинкунчи соответствует момент максимального включения тела в момент кульминации атакующего движения. 
 
Chinkunchi kakiree. 
日本語???筋肉体力を使って。
Используйте объединенную силу ваших мышц, костей и сухожилий вместе
 
Tiidii nu iriiru tochin, chinkunchi heeku chikayun.
手でぃー ぬ いりーる 時ん、ちんくんち 早く 使ゆん。
В кулачном искусстве чинкунчи проявляется в момент контакта с целью
 
鳥はとうい??から飛ぶ時に、羽の筋肉ではなくですが、 「ちんくち」でサッポートされています。
Когда птица летает на большие расстояния, она полагается не только на мышцы крыльев, но и на сочетание мышц, сухожилий и костей, работающих вместе. Это называется «чинкунчи».

Атифа

(Учина гучи)

Передача энергии, ударная волна
 
Человек, по разным источникам на 60% или на 70% состоит из воды. Вода - это идеальный передатчик энергии. Атифа – это способ нанесения кумулятивного удара, который вызывает в теле противника эффект похожий на  взрывную волну и порожающий внутренние органы.
Образы – хлыст, удар мокрым полотенцем
 
あてぃふぁ」んでぃ言しぇー、 相 手 んかい力移する
理 ぬあいびん。
Atifa  ndi yishee, yeethi nkai chikarauchisuru kutuwari nu aibiin.  
Атифа – это приницп передачи энергии противнику
 
初めー、ゆるっとぅっし、 相 手触いがやー触らんがやーんでぃちする 時 に、いふぃんでー触たる 所 んかい力まったきー出じゃしーねー、 相 手 衝撃 波なてぃ行ちゃびーん。
Hajimee yuruttusshi, yeeti saaigayaa saarangayaa ndhichisurutuchini, ifin deesaataru tukurunkai chikara mattakii 'nnjashiinee, yeetinkai shoogekihanati ichabiin. 
Оставаясь расслабленным, а затем ненадолго напрягаясь в точке контакта, вы создаете разрушительную ударную волну, которая проходит через цель.
 
あてぃふぁ」んでぃ 言 しぇー、武器 使 いる 事 んあいねー、 空 手 さーにす
Atifa ndhi yishee, buki chikairukutun ainee, 'nnadhiisaanisurukutun aibiin. 「あていふぁ」は武器を使って用いられることもあれば、素手で用いられることもあります。
Атифа – это то: что можно использовать и с помощью оружия и пустой рукой.

Мучими

Мучи – липкий рис
Ми – выглядеть
Мучими – выглядеть как липкий рис

В годзю рю каратэ мучими – это движение, которое на первом этапе выполняется с полным контролем мышц ног и тела и расслабленными мышцами рук. В этом состоянии конечности исполнителя, в любой момент, готовы к встрече с конечностями противника с целью создания точки контакта без потери скорости и контроля. На этапе воздействия на центр тяжести противника в движение включаются мышцы сгибатели руки. В финале движения синергичная работа мышц ног, корпуса и мышц сгибателей рук создает эффект сжатой пружины в следствии чего состояние мучими создает максимально оптимальные условия для расширения, развития короткого, импульсного удара и сброса накопленного усилия.

むちやむちみぬさんにんぬはっぱぬなかんちからちくいいびーん。
Muchi ya sannin nu happa muchimi nu kara chikuyiibiin. 
Мучи сделаны из липкого риса, завернутого в листья дерева саннин.

Muchimi ten ya tii. Kuree ya yaibiin. 
Рука мучими – это липкая рука с помощью которой реализуют контроль, захват и удержание противника

うちげーしなみぬ中んかいや くわさしがあてぃ やふぁら むぬ ぬ あん.。 くりがむちみやいびーん。
Uchigeeshinami nu nakan kaiya kuwasashiga ati yafara munu nu an. Kuri ga muchi yaibiin. 
Морская волна – это грубая сила облаченная в мягкую оболочку – это и есть мучими

しったいてぃーさーじや やふぁら むぬぬぐとぅ、やしが早くうっちー ねー むちぬぐとぅし ちちゅん。
Shittai tiisaaji ya yafara munu nu gutu, yasashi ga heeku ucchii nee muchi nu gutu shi chichun. 
Мокрое полотенце мягкое, но при резком движении оно может ударить как хлыст.

唐技ちかやぬうちぬなかんかいや、むちみぬあん。
Toodii chikaya nu uchi nu nakan kaiya, muchi nu an. 
В основе защиты и нападения мастера карате - мучими.

Йагии - крик как стрела

Использование звуков, как источников определенных вибраций существует в азиатской культуре очень давно. Одними из первых подобных техник являлись 

Ма́нтры (санскр. मन्त्र) — набор звуков, имеющих резонансное (активирующих определенные зоны тела), психологическое и духовное воздействия. Мантры являлись неотъемлемой частью древнейших духовных практик и оттуда пришли в традиционную медицину и школы боевых искусств.  Определенные виды крика используются почти во всех разновидностях азиатских способов ведения боя. Ещё одним источником этих техник считают подажание природе, а точнее поведению животных во время опасности.

«Тигриный рев может мгновенно ввести другое животное, и даже человека, в состояние временной каталепсии. Ученые исследовательского Института Зоологии в штате Северная Каролина обнаружили, что рев тигра воздействует на психику жертвы. Она впадает в состояние, сходное с параличом. И хотя эффект длятся считанные секунды, хищник успевает наброситься на жертву и убить ее.» 

Вот как описывает практику йагии Тсёдзюном Мияги Морио Хигаонна Сэнсей в своей книге «История Окинавского каратэ».

«Мияги любил северную Окинаву, гористую и изобилующую зеленью. Он посещал эти места, поднимался в горы, развивая ноги, и делал ката Сантсин в чистом горном воздухе. Мияги также отрабатывал свое йагии на берегу. В ненастную погоду, стоя лицом к морю и фокусируя силу на танден, он громко кричал, стараясь перекричать рёв шторма пока его горло не пересыхало. Анитси Мияги не раз говорил мне, что правильный йагии следует произносить как “и-а-и” и звук должен идти от танден.»

Нун ди

Атакующее действие на ультракороткой дистанции, сопровождающееся специфическим дыханием. При выполнении Нун ди абдоминальное дыхание задерживается на пике вдоха, при участии мышц пресса и спины. Этот момент совпадает с созданием максимального усилия в движении. Интересно, что, даже не зная ничего о нун ди мы интуитивно толкаем или поднимаем тяжелые грузы задерживая дыхание. Тоже самое происходит в момент неожиданного испуга. Мы задерживаем дыхание. Таким образом наше тело аккумулирует максимальную энергию для того, чтобы бежать или сражаться. Яркие примеры техники Нун ди встречаются в Годзю рю каратэ в ката Сэпай и Супаринпей (Печурин).

Уче Хиче

На Окинаве любят говорить «каждое ката обладает собственным характером». Имеется ввиду то, что каждое ката является набором техник объединённых единой стратегий. Например, в годзю рю, ката Сейунчин – это способы выведения из равновесия с помощью воздействия на ключевые суставы (локти и колени), а ката Сайфа – использование передвижений для воздействия на центр тяжести противника с последующими атаками. И так далее. При этом, в рамках этих стратегий, в ката содержаться не только способы воздействия на оппонента, но и контрприемы, а также способы развития атак, в случае изменения боевой ситуации. Это и называется Уче Хиче.

Куминке

️Жесткая постановка стопы на землю одновременно с финалом удара рукой. Позволяет создавать жесткую конструкцию тела в моменте, аккумулировать дополнительную вибрационную волну, усиливающую стартовую скорость удара, значительно усиливая глубину его воздействия. Техника куминке особенно ярко проявляется в ката: Сайфа, Курурунфа и Сейсан. Вот описание техники куминке в исполнении Канрио Хигаонна Сэнсея из книги Морио Хигаонна «История Окинавского каратэ».

Анити Мияги часто вспоминал историю, рассказанную ему Тсёдзюном Мияги.  Однажды, во время тренировки посвященной ката Сейсан юнному Мияги не давался элемент этого ката, в основе которого техника куминке. «Смотри», - сказал Канрио Сэнсей и с невероятной скоростью нанес удар ногой вперед, после чего буквально вонзил ногу в пол с одновременным мощным ударом кулаком. Раздался хруст. 

«Матсю, завтра посмотри, что там случилось» , - попросил Хигаонна Сэнсей.  На следующий день, следуя инструкции учителя, он Мияги заглянул под пол и увидел сломанную опорную балку, которая делалась из очень прочного дерева, используемого на Окинаве для изготовления весел.

Меношин таттэ

Дословно – это переводится, как «стоять между глаз». То есть находится в центре управления своей волей и своими эмоциями. 

Меношин таттэ можно описать как «боевая трансфомация психики», при котором достигается предельная фокусировка на цели, понимание оптимальных путей ее достижения и абсолютная готовность сделать все необходимое для получения максимального результата. 

В последнее время популярным стало понятие «потока» - состояния предельной концентрации, погружения в свое дело, которое является источником как предельного КПД, так и максимального удовлетворения от своих действий. Самой большой проблемой в теориях «потока» является поиск точек входа в это состояние и методов его распознавания и поддержания. Школы боевых искусств, в момент их создания, ставили перед собой задачу, которая сама по себе требовала предельной концентрации, а именно выживание и победа в бою. Благодаря тому, что создатели этих систем верили в неразрывную связь тела и духа -появилось понятие Меношин таттэ, по своей сути являющееся методикой обучения состоянию потока через совершенно конкретные триггеры тела!

На высоком уровне исполнения ката первая позиция йои - является воротами входа в состояние меньшин таттэ, а вторая (конечная) помогает выйти из него.

На Окинаве есть поговорка: "Тот кто не умеет обрести меньшие таттэ - никогда не станет Мастером боя. Тот кто не умеет выйти из него - безумен".

Нучун

Редко упоминаемое, но при этом невероятно важное понятие в окинавском каратэ, о котором я много говорю на последних тренировках.

突き刺す
Значение: проколоть, идти насквозь.

Это состояние при нанесении удара, когда противник не является его целью, а лишь препятствием на пути к настоящей цели.

沖縄口やれー、「ぬちゅん」や ぬきとうしぇー んでぃーさ。
Uchinaaguchi yaree, nuchun ya nukitoushee ndiisa. 

В Учинаагучи «нучун» означает прокалывание или пробивание цели насквозь.

Нучун – является фактически условием для обретения нокаутирующего удара. То есть удара Ичигеки (Иккен хиссацу). Обязательным условием для понимания техники Нучун является так называемая ЯВАРАКИ КОНКОЦУ (мягкая лопатка) – не напряженные и не закрепощенные мышцы плечевого пояса, которые позволяют самому подвижному суставу в теле человека (плечевому) беспрепятственно передавать энергию от ног в бьющую руку по принципу хлыста.

Тсиру но тян тян

チルノチャンチャン

Тсиру но тян тян – это способность создавать в атакующих и защитных движениях взрывное усилие. Тсиру но тян тян – это то, что объединяет гамаку, тинкути и мучими. Тсиру но тян тян – это мощная пружина в ногах и бедрах, как источник взрывного усилия. Это особое состояние мышц, когда они не напряжены, но находятся в тонусе, что позволяет моментально переходить к напряжению или расслаблению. Это моментальная стабилизация на пике усилия направленного в глубь цели. Все это можно назвать ещё одним термином учина гучи – ШИШЭЭ.

Шишээ – это одновременное использование всех возможностей тела в сочетании с дыханием для формирования максимального усилия

うきーる時ん、 いりーる時ん 胴ちかてぃ しーいよ。
Ukiiru tochin, iriiru tochin, dou chikati shiiyo. 
В ударе и блоке использую все тело

Оээ

бой, поединок, схватка

Чибариё

Аналог японского “гамбаттэ” – приложите максимум усилий, сделайте все возможное для достижения результата. 

Кокути

состояние, при котором тело словно «стянуто» к центру танден. Оно обеспечивает наименее энергозатратный и при этом наиболее эффективный способ управления телом в бою. Является целью практики ката Сан чин.

Mi naree, chichi naree. 
目で見て、耳で聞って。 
Учиться с помощью своих глаз и учится с помощью своих ушей
Мы учимся, когда смотрим и слушаем.

意地 ぬ 出らー 手ー 引き , 手ー ぬ 出らー 意地 ひき 
Iji nu 'njiraa tii hiki, tii nu 'njiraa iji hiki 
Никогда не сжимайте кулаки, когда вы испытываете гнев , когда ваши кулаки сжаты, чтобы ударить, оставайтесь спокойным.

Йикига ну кутубаа шуумун гаай! 
мир мужчины – это его честь!

Основные передвижения

足 – аси (нога)
摺り足 сури Аси - скользящие ноги
Суриаси Са Ия -скольжение  в бок (влево/вправо)
Суриаси Зенсин/Котаи – Скольжение вперед/назад без смены стойки или со сменой стойки.
Суриаси Таи сабаки - уход по принципу «циркуля» на месте
Суриаси Са Ия зенпо нанами – скольжение  вперед под 45 градусов с последующим уходом таи сабаки
Суриаси саю нанами - скольжение по диагонали
Таи хираки - защита с помощью уклона корпусом на месте. 
Кайтэн - поворот вокруг своей оси (Магаттэ - команда  означающая требование развернуться)
Тако аси- ноги осьминога - передвижения в ката Санчин
Хаппо сабаки - «передвижения в восьми направлениях» - свободное комбинирование всех видов перемещений

Основные Стойки в Годзю рю

足 – аси (нога)
摺り足 сури Аси - скользящие ноги
立ち - тачи- стоять
 
Хейсоку дачи (閉足立) – ноги вместе.
Мусуби дачи (結び立) – Объединенная позиция. Пятки вместе носки врозь под углом 45 градусов.
Хачиджи дачи  (八字立) стоять по иероглифу восемь- 八
Хейко дачи (平行立)  стопы параллельно, на ширине плеч, колени естественно согнуты. Мая хейко дачи – стопы на одной линии, хидари хейко дачи – левая нога впереди, стопы параллельно, граница пятки передней ноги на линии границы большого пальца дальней ноги. Миги хейко дачи – правая ногавпереди.
Рэноджи дачи (レの字立)  - стоять по иероглифу «РЭ» - レ. Передняя нога находится на одной линиис пяткой задней ноги, задняя нога, по отношению к линии стопы передней ноги под углом 30 градусов. 70 процентов веса на задней ноге.
Санчин дачи (三戦立) – позиция три битвы
Дзенкуцу дачи (前屈立) – «наклониться вперёд». Ширина – ширина плеч, длина – три стопы, передняя стопа смотрит вперед, дальняя 30 градусов по отношению к векторы передней стопы. В варианте хикуи дзенкуцу дачи длинна стойки четыре стопы.
Хан Дзенкуцу дачи (半前屈立) половина дзенкуцу дачи, также известна как  Сё Дзенкуцу дачи (小前屈立) короткая дзенкуцу. Между параллельными стопами, которые находятся на ширине плеч – две стопы.
Шико дачи (四股立), «квадратные бедра». Ширина – примерно полторы ширины плеч, стопы под углом 30 градусов, голени перпендикулярно поверхности земли, бедра под углом 30 градусов к линии поверхности земли. В пояснице прогиб. В варианте Хикуи Шико Дачи бёдра параллельно земле.
Сейсан дачи (十三立) позиция из ката Сейсан. Ширина стойки идентична ширине шико дачи. Одна стопа направлена строго вперед, вторая под углом 90 градусов. Корпус развернут в сторону второй стопы.
Некоаси дачи (猫足立) позиция кошачьей ноги. Дальняя стопа под углом 30 градусов, передняя стопа (пятка на одной линии с границей большого пальца дальней ноги) направлена вперед и касается носком поверхности земли. 98% веса на задней ноге. В пояснице прогиб, спина опирается н поясницу и немного отведена назад.
Бэнсоку дачи (弁疏浮く立) – ближайшее значение «тонущая позиция» или «погружающаяся позиция». Ноги скрещены, колени упираются друг у друга и сильно согнуты (как бы подпирают друг друга), пятка одной ноги на линии большого пальца другой.
Цуруаси дачи (стойка ноги журавля) или Сагиаси дачи (стойка ноги цапли) - позиция на одной ноге. Встречается в ката Сайфа.

Даны и кю в каратэ

Японская Дан и кю система как оценка профессионального уровня была изобретена не мастером боевых искусств, а профессиональным игроком в «го» Хонъимбо Досаку. Наличием данов и ученических ступеней кю единоборства обязаны создателю Дзюдо Дзигоро Кано. Первыми, кому в 1883 году были присвоены даны в Дзюдо были ученики мастера Кано: Сиро Сайго и Цунэдзиро Томита. В Окинавском каратэ система данов появилась еще позже – в пятидесятых годах двадцатого века и я считаю, что она способствовала развитию каратэ и прогрессу адептов этого боевого искусства.

Во-первых, оценка ступеней мастерства могла возникнуть только в методически состоявшейся системе. И в таком случае ее отсутствие говорит не столько о некой сокровенной передаче, а скорее об отсутствии понятных критериев такой оценки.

Во-вторых, наличие экзаменов на даны и кю вносили в тренировки элемент цикличности, поскольку перед экзаменом интенсивность тренировок и уровень проработки и повторения материала значительно возрастал так как соискатель обязан был подойти к дате грейда на пике как техническом так и кондиционном.

«Муданся» 無段者 — «тот, у кого нет дана», то достигший степени первого дана 10 кю - 1 кю, имеющие дан от первого до пятого — «юданся» 有段者, от 6 и до 10 дана - こ段者 – «коданся».

Удары и блоки

Удары руками хейшу - удары закрытой рукой

  • Цки - тычок - прямой удар кулаком
  • Гиаку цки - удар дальней рукой 
  • Ои цки - «тяжелый удар» - удар передней рукой с выпадом
  • Кизами цки - уколоть, порезать - 
  • Ура цки - обратный тычок. Короткий удар в живот
  • Аге цки - восходящий тычок - удар в подбородок
  • Мая Уракен Учи прямой обратный кулак - хлесткий удар тыльной стороной кулака вперёд 
  • Йоко Уракен Учи - хлесткий удар тыльной стороной кулака в бок
  • Фури цки - удар кулаком по кругу - боковой удар в голову по траектории большого круга. Выполняется хлестко.

Хидзи атэ / хидзи учи - удары локтями 

  • Чудан мая хидзи атэ - удар локтем в уровень чудан 
  • Дзедан мая хидзи атэ - прямой удар локтем в голову
  • Дзедан маваси хидзи атэ - боковой удар локтем в голову

Хейшу Укэ вадза - техника блоков с закрытой рукой

  • Агэ укэ - восходящая защита
  • Йоко укэ - защита в бок
  • Сото укэ - защита наружу
  • Учи укэ - защита внутрь
  • Хараи укэ - сметающая защита

Удары руками кайшу - удары открытой рукой

  • Нукитэ - проникающая рука (в каратэ удары пальцами)
  • Шотей цки - удар основанием ладони
  • Шуто учи - удар ребром ладони
  • Хайто учи - «удар мечом» - рубящий удар внутренней стороной руки
  • Ко учи - удар основанием запястья
  • Кумадэ - лапа медведя - удар, который встречается, как скрытая техника в ката Сайфа.
  • Удэ учи - удар предплечьем 

Кайшу Укэ вадза - техника блоков с открытой рукой

  • Ко укэ - блок основанием запястья
  • Хики укэ - (хикимасу - хватать и тянуть) - хватающая и тянущая защита
  • Асаи укэ - давящая защита
  • Ура укэ - обратная защита (блок крючком из предплечья и запястья)
  • Нагаси укэ - «пустить по течению» отводящий блок
  • Скуи укэ - «черпающий» блок.
  • Джуджи укэ - блок скрещёнными предплечьями
  • Фуристэ укэ - любой «импульсный» блок «отбрасыванием»
  • Хайван укэ - восходящий блок внешней стороной предплечья.
  • Моротэ укэ - двойной блок
  • Хари укэ - Защита «лука и стрелы». Защита с помощью комбинации состоящей из одновременного выполнения сётей гэдан харай-укэ и хэйсю дзёдан агэ-укэ. Используется в ката Сейюнтин.
  • Кури укэ - защита рёбер. Блок локтем наружу